| Локомотивы предназначены для формирования железнодорожных составов и их тяги. Локомотивы могут быть не приспособленными сами по себе для перевозки пассажиров или грузов (паровозы, тепловозы, мотовозы, электровозы) или могут совмещать в себе функции локомотива и вагона (электропоезд, дизельпоезд, автомотриса). Все локомотивы оснащены силовой установкой, которая преобразует электрическую либо тепловую энергию в механическую. По роду выполняемой службы локомотивы деляться на пассажирские, грузовые, грузопассажирские и маневровые. Грузопассажирские, грузовые и пассажирские локомотивы предназначены для тяги соответствующего вида составов и могут также выполнять манёвры в пути по необходимости. Маневровые локомотивы предназначены лишь для выполнения маневровой работы. Почти все маневровые локомотивы - тепловозы. В СССР были попытки создать маневровый электровоз серии ВЛ. Их было выпущено всего несколько штук, но они не прижились из-за возникших неудобств при сооружении контактной сети для маневровой работы. По виду силовой установки локомотивы бывают автономные и неавтономные. Автомномные локомотивы хранят необходимый запас энергии в себе и не требуют непрерывного снабжения энергией. Неавтономные локомотивы непрерывно снабжаются энергией извне по контактному проводу. К автономным локомотивам относяться локомотивы с паровой или дизельной установкой (паровозы, тепловозы, мотовозы, дизельпоезда), а к неавтономным-с электрической силовой установкой (электровозы, электропоезда). Любой локомотив состоит из ходовой части, рамы и кузова. Ходовая часть у разных видов локомотивов выполняется по-разному, в зависимости от вида силовой установки. В настоящее время все локомотивы опираются на две тележки, обеспечивающие локомотиву максимальную плавность хода и вписывание в кривые. Тележки могут быть четырёхколёсными или шестиколёсными. Шестиколёсные тележки делаются для очень мощных локомотивов с большой силой тяги. В случае необходимости дальнейшего увеличения мощности локомотив делают двухсекционным, то есть выполняют в виде двух локомотивов, соединённых между собой. Рама предназначена для восприятия тормозных и тяговых нагрузок при езде. На раме размещаются кузов и ходовая часть, снизу к раме крепяться тележки. Для передачи тормозных и тяговых усилий вагонам рама оборудуется двумя ударно-тяговыми приборами (сцепками). Кузов крепиться сверху к раме. В кузове размещается силовая установка, дополнительное оборудование и одна или две кабины машиниста. Управление локомотивами осуществляется с помощью тормозных кранов, контроллера и переключателей. Обычно в локомотиве имееться два тормозных крана: один прямодействующий, который управляет тормозами только на локомотиве, и один поездной, который управляет тормозами всего поезда. Контроллер имеет несколько позиций, соответствующих различным значениям силы тяги. Дляч выбора направления движения имееться реверс, который имеет два положения: вперёд, назад и нейтральное. Для характеристики локомотивов пользуються так называемой осевой формулой. Осевая формула показывает, сколько осей в локомотиве, по сколько их в тележке и какие из них ведущие. Для электровозов и тепловозов осевая формула имеет вид, к примеру, для ТУ7А - 20-20. Это значит, что у локомотива имееться 2 тележки, в них по две оси, и все они ведущие (индекс 0 ознанчает, что ось ведущая, его отсутствие-что она не ведущая; число обозначает, сколько осей в тележке; знак “+” означает, что тележки связаны между собой механически, знак “-” - что они не связаны между собой механически). Осевая формула 30-30 означает, что у локомотива 2 тележки, в них по три оси, и все они ведущие. Для большинства вагонов осевая формула записывается так: 2-2. Для характеристики паровозов применяют осевую формулу другого вида. Она имеет вид, к примеру, для паровоза Гр, 0-5-0. Числа определяют, сколько осей находяться перед ведущими, сколько являются ведущими и сколько находяться за ведущими. Подробное описание различных типов локомотивов приводиться в статьях ниже: -Тепловозы (с подробным описанием всех механизмов) -Мотовозы -Электровозы -Паровозы | |