| Мотовозы-это малые дизельные локомотивы мощностью до 450 лошадиных сил. Обычно их используют для маневровой работы на предприятиях и станциях, а также для тяги небольших поездов по второстепенным путям. Нашли применение мотовозы также и на детских железных дорогах, поскольку для ДЖД их мощность часто даже оказывалась избыточной. Основное отличие мотовозов от тепловозов состоит в том, что на них применяется не электрическая и не гидравлическая передача, а механическая с шестернями, подобная автомобильной. Для переключения передач используется сцепление. При переключении передачи соотношение числа оборотов и тягового усилия меняется в зависимости от размера шестерней, через которые это усилие передаётся. К примеру, на первой передаче как ведущая включается самая маленькая шестерня, а как ведомая-самая большая. В отличие от автомобильной передачи, передача мотовоза не имеет передачи заднего хода, для его включения используется редуктор. Механическая передача не позволяет использовать мощность дизеля так эффективно, как электрическая или гидравлическая. При переключении передач возникают провалы силы тяги. Поэтому мотовозы производились и эксплуатировались в очень ограниченном количестве. В настоящее время маневровые тепловозы (типа ЧМЭ) вытесняют мотовозы. | |