| Гидропередача служит для передачи крутящего момента от дизеля на оси колёсных пар, при этом дизель работает в оптимальном режиме. Принцип работы гидропередачи основан на кинетической энергии жидкости. Гидропередача бывает двух видов: гидростатическая и гидродинамическая. В данной теме мы рассмотрим только гидродинамическую передачу, поскольку на тепловозах в основном применяется именно она. Основными элементами гидропередачи являются гидромуфта и гидротрансформатор. Гидромуфта состоит из трёх основных частей: насосного колеса, турбинного колеса и кожуха. Внутренняя полость гидромуфты заполняется жидкостью (обычно это минеральное масло, такое же, которое приеняется для смазки тепловоза). Насосные и турбинные колёса механически не соединяются. При вращении насосного колеса, приводимого в движение дизелем жидкость, находящаяся в полостях между лопатками под действием центробежной силы отбрасывается от центра колеса к переферии, где создаётся большое давление. Это давление заставляет турбинное колесо вращатся в ту же сторону, что и насосное. Разность чила оборотов насосного и турбинного колеса называют скольжением. Гидротрансформатор, в отличие от гидромуфты, имеет три неподвижных лопастных колеса, лопатки которых расположены на кругу цилкуляции насосного и турбинного колёс. Благодаря этому есть возможность изменять вращающий момент. Часто используют не одну гидромуфту, а несколько (от двух до четырёх). Если скорость тепловоза большая, то жидкостью заполняются несколько гидромуфт. Иногда в гидротрансформаторе предусмотрена регулировка направления лопаток колёс. На колёсные пары крутящий момент передаётся через карданные валы и осевые редукторы. Гидропередача меньше по размерам, дешевле, легче и проще по устройству, чем электрическая. Но зато она требует расхода жидкости при работе. Гидропередача применяется на ширококолейных дизельпоездах и узкоколейных тепловозах ТУ4, ТУ5, ТУ6, ТУ6А, ТУ7, ТУ7А, ТУ8, ТУ9. | |