| Железнодорожный путь - основа железных дорог, предназначен для движения по нему подвижного состава. Путь состоит из рельсов, шпал, баластного слоя и земляного полотна. Рельсы различают по весу их погонного метра, как следствие этого, по видам путей, на которых они используются. Используются следующие виды рельсов: Р-43, Р-50, Р-65, Р-75. Число обозначает, сколько килограммов весит один погонный метр данного типа рельсов. Рельсы маркировки Р-65 и Р-75 используют на магистральных железных дорогах, Р-50 используют на подъездных путях, Р-43 используют на узкоколейках. Рельс состоит из головки, шейки и подошвы. Рельсы соединяются друг с другом металлическими накладками, а на участках с электрической централизацией-также соединяются кусками проводов для передачи по ним сигналов. В местах установки светофоров между рельсами ставят диэлектрические прокладки, разбивающие путь на блок-участки. Рельсы сваривают в плети по 25 метров для уменьшения нагрузки на на путь и удобства пассажиров. Для перехода подвижного состава с колеи одной ширины на колею другой ширины применяют разлиные шлюзы. Чаще всего для этого прокладывают так называемый трёхниточный путь. В этом случае укладываються три рельса. Когда по ним едет поезд широкой колеи, он опираеться колёсами на два крайних рельса. Когда же едет поезд узкой колеи, он опираеться колёсами на средний и одиниз крайних рельсов. Такие трёхниточные пути широко успользуються в нашей стране для создания своеобразного шлюза между ширококолейкой (1500 мм) и узкоколейкой (750 мм). Для перевода поездов с одной колеи на другую применяют стрелочные переводы. Рельсы крепятся к шпалам. Шпалы бывают двух видов: деревянные и железобетонные. Железобетонные шпалы имеют большый срок службы, нежели деревянные, но зато хуже поглощают вибрацию. Мехду рельсами и шпалами всегда имеется металлическая накладка. Если шпала деревянная, то в неё через эту накладку вбивают костыли, которые своими головками держат рельсы. Если шпалы железобетонные, то в них заранее вделаны большие болты, проходящие через накладку. К болтам привинчивают гайки, удерживающие рельсы. Под гайку устанавливают специальную шайбу, плотно прижимающую гайку к резьбе. Без шайбы от вибрации гайка сама будет раскручиваться. Рельсы и шпалы представляют собой верхнее строение пути, которое ложиться на баластный слой. На поворотах рельсы кладуться не прямо, а с небольшим уклоном от центра поворота, для противостояния центробежной силе. Баластный слой служит для восприятия нагрузок при движении поездов и состоит из мелких и крупных камней. Он ложится на земляное полотно, которое сглаживает неровности земной поверхности. Для анализа пути и наглядного его представления используют план и профиль пути. План пути-это вид на путь сверху, а профиль-сбоку. При этом уклоны измеряют в тысячных (на сколько метров путь снизился или повысился за 1000 метров, т.е. 1 километр). | |