| Дизель имеет водяное охлаждение с принудительнной циркуляцией в открытой системе с расширительным баком. Основные части системы охлаждения: водяной насос, радиаторы, расширительный бак, трубопроводы, калориферы для отопления кабин. Циркуляция воды в системе осуществляеться центробежным насосом, установленном в нижнем картере дизеля. От насоса вода по нагнетательным трубкам направляеться в нижние части рубашек охлаждения обоих блоков цилиндров. Охладив цилиндры, вода поднимаеться в верхнюю часть рубашек и через соединительные трубки поступает в рубашки головок блоков, где омывает стенки камер сгорания и гнёзда форсунок. Далее вода подаёться в водяные рубашки выпускных коллекторов, откуда по трубопроводу направляеться в радиаторы холодильников. Охладившись, вода снова возвращеться к водяному насосу. Контроль за охлаждением дизеля осуществляеться замером температуры воды дистанционным термометром, установленном на пульте машиниста. Вместимость системы 185 литров, в том числе радиаторов-60 литров, расширительный бак-30 литров. В систему необходимо заливать лишь пресную кипячёную воду без примесей. Для уменьшения коррозии в неё добавляют хромик. Сливать воду из ситемы следует при открытых кранах спуска воздуха №9, 10, что устраняет возможность образования водяных пробок и ускоряет опоражнивание системы. В нижней части крышек насоса имееться кран для спуска воды. Для открытия крана необходимо с помощью кольца потянуть к себе стержень клапана, преодолев усилие нажимной пружины. В систему охлаждения входит также холодильник, который предназначен для охлаждения воды и масла, нагревающихся в дизеле. Он состоит из двух водяных и трёх маслянных радиаторов. Водяные радиаторы расположены в отсеке шахты холодильника, по одному с правой и с левой стороны. Маслянные радиаторы установлены перед водяными, два с левой и один с правой стороны. Оба отсека шахты холодильника в верхней части соединяються, образуя диффузор для вентилятора с вертикальной осью вращения диаметром 990 мм с восемью лопастями, установленными под углом 25 градусов к горизонту. Предусмотрена перестановка лопастей на 35 градусов при высокой температуре воздуха. Боковые стенки шахты снабжены закрывающимися жалюзями, где регулируеться количество воздуха, засасываемое вентилятором. Холодильник обеспечивает нормальную работу дизеля при температуре воздуха до +45 градусов. Водяной радиатор состоит из 483 плоских латунных трубок, расположеных в пять рядов и укреплённых в верхнем и нижнем коллекторе. На труюки насажено 200 латунных пластин. Для охлаждения масла используються радиаторы типа тракторных. | |