| Строительство Киевской детской железной дороги началось в 1951 году, при поддержке Юго-Западной железной дороге. В её строительстве принимали участие молодые железнодорожники в свободное время. Местом для строительства ДЖД был выбран Сырецкий парк, бывший в то время пустырём неподалёку от Бабьего яра. По непроверенным данным, первоначальная длина ДЖД была существенно больше-около 8 километров. Позже её укоротили до 3,1 км. На ДЖД было 3 станции-Комсомольская, Техническая и Яблонька. Станция Комсомольская (она размещалась где-то в районе теперешнего телецентра) на окраине Бабьего яра) была тупиковая, а сразу за станцией Яблонька было разветвление пути (которое есть и сейчас). Одна ветка вела через овраг по построенному мосту длиной 100 м, высотой 19,6 м до станции Техническая, а вторая уходила влево и смыкалась с веткой на станции Техническая. Таким образом, поезд со станции Комсомольская через станцию Яблонька ехал до станции Техничекая и далее по петле снова выезжал на станцию Яблонька. 2 августа 1953 года состоялось торжественное открытие Киевской ДЖД. Первый поезд по ней провёл Пётр Кривонос (тогда он был начальником Юго-Западной ЖД). После первого круга он передал упраление юному машинисту Валерию Арятинскому. В первые годы поезд на ДЖД состоял из паровоза Гр-336 (на ДЖД он получил обозначение ЮП-336) и шести деревянных пассажирских вагонов. В середине 50-х годов дорога получила тепловоз ТУ1-001, благодаря чему на ДЖД стали ходить два поезда, которые скрещивались на станции Яблонька (тогда на ней был обгонный путь). Чуть позднее парк подвижного состава пополнился ещё тепловозом ТУ2-021. В середине 60-х годов ДЖД получила восемь новых вагонов Pafawag, а немного спустя-4 вагона ПВ40. Старые деревянные вагоны какое-то время эксплуатировались, а потом были списаны. Из вагонов Pafawag сформировались два поезда по четыре вагона: “Пионер” и “Орлёнок”, а из вагонов ПВ40-”Чебурашка”, позже переименованый в “Малыш”. Причём поезда из вагонов Pafawag водились в основном тепловозами, а из вагонов ПВ40-паровозом. В начале 70-х годов Сырецкий парк был озеленён и благоустроен, началось строительство малой кольцевой дороги (сейчас это улица Телиги) и застройка микрорайона вокруг ДЖД Волейків. В связи с этим станция Комсомольская была закрыта и был разобран прилегающий к ней путь. Новый путь построили от станции Яблонька вдоль улицы Шамрыло до новой станции Пионерская и станции Техническая. При этом сформировался большой круг ДЖД, а петля от станции Техническая до станции Яблонька стала малым кругом, а длина ДЖД сократилась до 2,8 км. Также бьл разобран обгонный путь на станции Яблонька. В таком виде ДЖД находится и поныне. (Надо отметить, что в путь большого круга сейчас уложены более тяжёлые рельсы Р-65, а в малый круг-Р-43). Станция Яблонька тогда была типа “полустаночек”, на ней поезда стояли по 5 минут, а на станции Пионерская - 10-20 минут. На станции Техническая поезда остановки не делали. Примерно тогда же дорога получила два новых тепловоза ТУ7А, которые водят поезда и сейчас. В 1993 году в связи с очень сложным финансовым положением украинских железных дорог ДЖД оказалась на грани закрытия, но тогдашний её начальник Анатолий Яковлевич Мищенко её остоял. В начале 90-х годов на Киевской ДЖД закончилась эра паровозов. Паровоз ЮП-336 был куплен для катания туристов. В настоящее время его судьба не ясна. По некоторым данным он находится сейчас на узкоколейке сахарного завода Житомирской области, по другим сведениям-на узкоколейке Винницкой области. Неисправный тепловоз ТУ7А-3192 был выведен из эксплуатации, поскольку ремонт его был очень сложен. В 1995-96 году все вагоны ПВ40 и четыре вагона Pafawag были списаны. Тогда же был списан и тепловоз ТУ1-001. Станция Яблонька была разобрана. Осенью 1999 года тепловоз ТУ1-001 был порезан на металлолом. Спасти этот уникальный локомотив не было возможности. 30 декабря того же года на станции Поинерская произошёл пожар, который уничтожил деревянное здание вокзала. В связи с этим изменилась схема движения поезда: главной станцией стала станция Техническая, а на станции Яблонька поезд вообще остановки не делал. После окончания сезона 2000 года тепловоз ТУ2-021 был также выведен из эксплуатации, и к настоящему времени почти полностью разорён “охотниками за цветными металлами”.Осенью 2000 года был списан один из четырёх вагонов Pafawag. В 2000-2001 году дорога неоднократно подвергалась набегом вандалов, в результате чего были разбиты и разорены все релейные шкафы и почти все светофоры. В 2001 году ситуация на дороге улучшилась. Была проведена её реконструкция, в ходе которой отремонтирован большой круг, заново отстроена станция Яблонька и построены новые здания на станции Вишенка, отремонтированы вагоны и тепловоз ТУ7А-3197, восстановлен ТУ7А-3192 (сейчас эти тепловозы водят поезд по очереди). Дорогу оснастили электрической централизацией сигналов. Также началось строительство депо, котрое представляет собой лишь огороженную площадку. В 2002 году был также отремонтирован малый круг, а все ручные приводы стрелок были заменены на автоматические. В 2004 году был проведён косметический ремонт вагонов, тепловозов и станций, а также завершено строительство путей в депо. На станции Вишенка есть хорошо оборудованный учебный корпус, который располагает компьютерным классом, таблицами, учебными пособиями, моделями. |