| Для регулирования движения на железных дорогах применяються светофоры. Светофоры управляються из релейного шкафа на пути, к которому поступают сигналы: при автоматической блокировке-из других релейных шкафов, при полуавтоматической блокировке-из пульта управления светофорами дежурного по станции. Светофоры бывают прожекторные и линзовые. В прожекторных светофорах имееться одна лампа, а в зависимости от сигнала подставляються линзы разного цвета. В линзовых светофорах иммееться несколько линз, количество которых соответствует количеству сигналов, и кадлму сигналу отвечает конкретная линза. Для регулирования поездной работы применяються трёхзначные мачтовые светофоры, а на участках с интенсивным движением-четырёхзначные светофоры. Трёхзначные светофоры имеют три сигнала: красный, жёлтый, зелёный; четырёхзначные-красный, жёлтый, красно-жёлтый, зелёный. Иногда применяют пятизначные светофоры, у которых есть ещё белый сигнал. Для регулирования маневровой работы применяються двухзначные карликовые светофоры с двумя сиганлами: белым и синим. Светофоры размещаються на границах так называемых блок-участков, на границах которых в рельсах делаються изолирующие прокладки. Все сигналы релейный шкаф, управляющий светофором, получает по рельсам. Регулирование всех сигналов при автоматической блокировке осуществляеться автоматически, по сигналам соседних блок-участков. Когда на блок-участке нет поезда, по рельсам свободно проходит электрический ток, и светофор горит разрешающим сигналом. Когда по блок-участку проходит поезд, рельсы замыкаються и на светофоре загораеться запрещающий сигнал. Бывают случаи, когда на перегоне нет поезда, а светофор горит запрещающим синалом. Это так называемая ложная занятность участка. Она возникает при замыкании рельсов любым проводом. Управление стрелками осуществлеться с пульта диспетчера. Это-так называетмая электричская централизация. При нажатии кнопки перевода стрелки, по рельсам на нужный релейный шкаф посылаеться сигнал. Сигнал приводит в действие электропривод, который переводит стрелку. Сейчас на многих железных дорогах устанавливаються также специальные устройства, передающие информацию о сигналах на локомотив, благодаря чему машинист может следить за сигналами впереди строящих светофоров у себя на пульте управления. Светофоры бывают следующих видов: входные (регулируют въезд на станцию), выходные (регулируют выезд со станции), маршрутные (разрешают или запрещают следовать с одного района станции в другой), проходные (разрешают или запрещают следовать с одного блок-участка на другой), предупредительные (предупреждают о показаниях основного светофора), заградительные (требуют остановки поезда при возникшей опасности для движения на переездах или крупных искуственных сооружениях, а также огражадающие составы для осмотра и ремонта вагонов на станции). Сигналы светофоров для поездной работы имеют следующие значения: -Один зелёный - разрешаеться движение с установленной скоростью, следующий светофор открыт; -Один жёлтый - разрешаеться движение с повышенным вниманием и готовностью остановиться, следующий сигнал закрыт; -Два жёлтых, верхний мигающий-разрешаеться проследовать с уменьшенной скоротью, поезд идёт с отклонением от заданного маршрута, следующий светофор открыт; -Два жёлтых: разрешаеться проследовать с уменьшенной скоростью, следующий светофор закрыт; -Красный над жёлтым: принять меры к остановке поезда, следующий светофор закрыт; -Один красный: немедленно остановиться. Белый сигнал маневрового светофора разрешает движение, а зелёный запрещает. Для обозначения границ опасного участка, который разрешаеться проследовать со скоротью не более 25 км/ч применяються диски со световозвращателями. Диск с пятью световозвращателями, расположенными горизнтально, означает начало опасного участка, а диск с пятью вертикальными световозвращателями-конец опасного участка. | |